Сноски

В ОЖИДАНИИ ЧУДА
(мысли вслух от самого сердца…)

Рождество стояло у окна и рисовало на окнах причудливые морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, застелют нарядными скатертями праздничные столы, затеплят лампады перед иконами, — и впустят ЕГО, родившегося в эту ночь Богомладенца.

Наступил Сочельник, метельный, морозный и торжественно-белый. Крыльцо нашего дома занесло снегом, ступать по которому было жалко: необыкновенный, пушистый покров земли. И ветер, шумяший в голых ветках берёз необыкновенный, и люди в снежных хлопьях снега не те – необыкновенные…И мальчишка с отцом, что везли на санках ёлку, как чудные, улыбались своим необыкновенным думам.

Я стояла под метельным снежным дождём и прислушивалась, как душу заполняет самое весёлое, распрекрасное и душистое, самое необыкновенное событие – РОЖДЕСТВО… Оно пахло вьюгами, мандаринками, колючими хвойными лапками и ожиданием чуда. В ночь перед Рождеством заканчивается сорокадневный пост, но многие из верующих держат «дозвёздный» пост: появляется первая звезда и извещает, что открылись Небесные врата и Сын Божий сходит в мир.

Вот и Софийско-спенский собор. Светло, празднично, ярко, торжественно. Кажется, что отовсюду льётся Солнце, пахнет ельником. Лица людей, пришедших в храм, светятся тоже, необыкновенно-тёплым светом. Метель утихла, и много звёзд зажглось в ночном небе. Полон Млечный путь – это к вёдру, хорошей и ясной погоде. Мне не пришлось долго искать рождественскую Вифлеемскую звезду – она сияет ярче вех, отливает ярко-голубым, чудесным, необыкновенным светом. Вот оно – необыкновенное Рождественское Чудо….

 

У.Ункунова, 10 класс

МОЙ ЛЮБИМЫЙ СВЯТОЙ

старец Федор КузьмичУ каждого города есть своя история, свои герои. Томск – терем – град, город чудной резьбы старинных деревянных домов девятнадцатого века, уже чуть – чуть сказочного, стал пристанищем для одного из самых загадочных и таинственных святых нашей России – Фёдора Томского или попросту Фёдора Кузьмича, как сам он себя называл.

Никто не знает, откуда пришёл старец Фёдор и кем был до своего появления в Сибири. Однажды в осенний погожий денёк в пригород города Красноуфимска Пимской губернии въехал необычный всадник. Народ сразу приметил чужака. Как ни расспрашивали они его : кто таков, откуда прибыл, чего хочет не отвечал на вопросы пришелец, а все говорил, что роду он простого, с детства сирота и родителей не помнит. Документов при нём не было и решили горожане свезти его в город, судьям показать, пусть они решают, что с ним делать. Не возражал Фёдор Кузьмич. Привезли его к судья, а он и им тоже говорит. Бились с ним они, бились, да так ничего нового и не разузнали. Посадили подозрительного путника в крепость под замок. Несмотря на добрый и ласковый взгляд определили Фёдора Кузьмича бродягой, да и с партией ссыльных отправили в дальний острог в Сибирь. Сказано – сделано.

В Сибирь путь не близкий. Идут не день и даже не два, а долгие месяцы. Кандалы натирают ноги, мешают идти, еда плохонькая, но Фёдор Кузьмич подбадривает каторжан, кого улыбкой, кого добрым словом. Одному корочку хлеба отдаст, другому , поудобнее лечь поможет, занимательную историю расскажет. Заслушаются люди, ненадолго про беды забудут. Быстро разглядели каторжники доброту старика. Конвоировавшие солдаты даже кандалы с него сняли, а офицеры давали на ночлег отдельную комнату, вопреки строгим правилам. Замечали как страстно молился старик о всех, забывая про себя.

Так и появился старец — Фёдор Кузьмич в Сибири не на лихом скакуне, не важным господином явился, а смиренным, никому не известным бродягой пришёл вместе с каторжанами. Как ссыльного его поселили на постоянное место в деревню Зерцалы. Прошло несколько лет. Много исходил старец Фёдор мест, куда всегда нёс с собой молитву и доброе слово. И пошла о нём слава не только как о молитвеннике, а и как о человеке высокой духовной жизни. Целыми неделями молился старец в своей келье, а когда кто – нибудь приходил к нему , терпеливо выслушивал путника, давал дельный совет и так хорошо и светло становилось на душе у пришедшего, что казалось и проблема отступала сама собой.

старец Федор КузьмичДни старца подходили к концу земной жизни, а посетители всё шли и шли посмотреть на своего наставника и благодетеля. Старцу стало совсем худо. Вечером, как только стемнело прислуга соседней семьи Хромовых, находившаяся за пределами жилища, увидела, как над их усадьбой поднялось громадное пламя. Местные жители тоже увидели это пламя и все бросились бежать спасать горящий дом. Но каково же было их удивление, когда никакого пожара они не обнаружили. Все недоумевали, что бы это могло быть, но тут кто- то сказал, что может быть со старцем случилось что . Они пришли в келью, но не застали его уже живым. В то самое время, когда над усадьбой Хромовых вились столбы пламя небо и отошла к Богу чистая душа старца Фёдора Кузьмича.

Народ толпами приходил проститься со старцем. Хоронили всем городом. Похоронили, как и просил старец, его в Богородице – Алексеевском монастыре у алтаря Казанского храма, а по краям могилы четыре кедра посадили. Со временем память о старце Фёдоре в народе не иссякла. Слава о нём росла и после смерти . Люди стали почитать Фёдора Томского за святого. Угодник Божий никого не оставлял без внимания и утешения. Прошло время и Православная Церковь причислила старца Фёдора к лику святых И ныне, как и много лет назад идут к нему люди за помощью, и помогает он им.

Святый праведный отче наш Фёдор, моли бога о нас!

Лена Кобылкина, 6 класс

ПОЧЕМУ Я СТАЛ УЧИТЕЛЕМ?

В преддверии профессионального праздника мы провели экспресс-опрос учителей, чтобы узнать, чем привлекает их работа, что они ценят, чем гордятся. Разговор был интересный — и вот, что из этого вышло.

Владимир Георгиевич, почему Вы выбрали эту профессию? Что подтолкнуло к этому выбору?

— Меня подтолкнула к профессиональному выбору счастливая случайность, но я нисколько не раскаиваюсь. Наоборот, результаты этой работы приносят мне глубокое удовлетворение.

Владимир Георгиевич, что Вас держит в нашей гимназии?

— У меня вся семья была верующая, поэтому преподавать в школе с православной направленностью для меня большое счастье. Это такой «островок» душевного покоя среди нашей сложной, а порой, и очень нерадостной жизни.

Почему Вы выбрали именно историю?

— История даёт ощущение интеллектуальной свободы, когда методом ассоциативно-логического мышления ты понимаешь скрытые пружины историко-общественных движений. И пусть это не приносит практической выгоды, самоощущение этой свободы стоит дорого.

Наталья Ивановна, почему Вы стали учителем?

— Мой выбор был более чем случаен. Можно сказать, что это промысел Божий. Я никогда не помышляла об учительском труде. А вот тружусь и нахожу в нём счастье. Каждый день – новые события, открытия, радости и искушения. Я не только учу, но и учусь, познаю что-то новое и интересное.

Что Вы особенно любите в нашей гимназии?

— Мне нравится уклад нашей гимназии, атмосфера сердечности и добропорядочности, отсутствие формализма и суеты… Мне нравится всё.

Матушка Анна, чему Вы учите детей?

— Я учу детей богослужебному пению и богослужебному чтению. Мне очень хочется, чтобы с раннего детства ребята прикоснулись к отечественной православной культуре, почувствовали красоту песнопений, понимали и ценили их смысл. Мне очень нравится, когда в храме поют дети. От этого в храме, как благоуханный цветок, распускается воздух. Детские голоса, звучащие в храме, делают просветлёнными не только их души, но и лица прихожан, приносят ощущение истинного наслаждения молитвой.

Спасибо Вам, наши учителя. Мы искренне и сердечно поздравляем Вас с праздником и желаем терпения, снисходительности к нашим шалостям. Помните, что мы Вас ценим и любим. Давайте удивлять друг друга и радовать.

Беседу вела Ункунова Иулиания, учащаяся 10 класса

ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДЫКОЙ ДИМИТРИЕМ

 Митрополит ДимитрийУважаемый Владыка Димитрий, недавно Русская Православная церковь праздновало Крещение Господне. Какое впечатление о проведении праздника у Вас осталось?

 — Несмотря на то, что была холодная, но все-таки солнечная погода, впечатление осталось теплое. Я увидел много людей, которые пришли в храм. Воспринял их искреннюю радость от участия в освящении воды на реках. Мы устраиваем купели, именуемые «Иорданью». Счастье наполняет сердце – люди возвращаются к традициям; люди не забыли красоту Православия. И тем самым насыщают свою жизнь духовной радостью и утешением. Они обретают Божие благословение. Поэтому прошедшие праздники показали, что есть всеобщее стремление к возрождению традиций. Количество купелей и купающихся дает основание утверждать, что каждый год прибавляется желающих участвовать в этих праздничных мероприятиях.    

Уважаемый Владыка Димитрий, недавно Русская Православная церковь праздновало Крещение Господне. Какое впечатление о проведении праздника у Вас осталось?

— Несмотря на то, что была холодная, но все-таки солнечная погода, впечатление осталось теплое. Я увидел много людей, которые пришли в храм. Воспринял их искреннюю радость от участия в освящении воды на реках. Мы устраиваем купели, именуемые «Иорданью». Счастье наполняет сердце – люди возвращаются к традициям; люди не забыли красоту Православия. И тем самым насыщают свою жизнь духовной радостью и утешением. Они обретают Божие благословение. Поэтому прошедшие праздники показали, что есть всеобщее стремление к возрождению традиций. Количество купелей и купающихся дает основание утверждать, что каждый год прибавляется желающих участвовать в этих праздничных мероприятиях.

Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь историю из своего детства, связанную с Крещением?

— Я помню один день на Крещенье. Мы со старшими братьями и их однокурсниками по семинарии пошли на источник близ Троице-Сергиевой лавры. Но в те времена эти источники были закрыты для свободного посещения. Власть накладывала запрет под предлогом государственной безопасности (к примеру, рядом с источником располагалась воинская часть). Ребята, а, как известно, студенчество время смелых, пошли купаться. И я с ними пошел. Уж и не помню как – то ли преодолели какой-то лаз, то ли через забор перелезли – но на эту территорию закрытую мы попали. Искупались. Вдруг слышим голоса: видимо, патрульные делали обход. Похватали свои одежки – кто успел одеться, кто не успел – а там надо было в гору бежать, к забору, но было скользко, и я с этой горки съехал в какие-то кусты. Это было уже после полуночи, темно, а голоса приближаются, и пришлось в темноте тихонько одеваться, несмотря на страх быть обнаруженным. Очень холодно было. До сих пор помню, как я в кустах отсиживался. Патруль прошел, и мы с ребятами вернулись в Лавру, как раз к ранней литургии. Было тогда мне лет тринадцать-четырнадцать. С тех пор я каждый год купаюсь.

Что Вас подвигло ступить на стезю монашества?

— Видимо, промысел Божий. Я в детстве очень любил ездить в Троице-Сергиеву лавру. Любил красоту богослужений. И какие-то намерения тоже были. Но после школы хотелось продолжить светское обучение, и я поступил в ВУЗ. И только придя уже в меру возраста, я поступил в семинарию и решил посвятить себя служению Богу. И принял монашество, когда учился на третьем курсе в академии. А дальше – только путь послушания.

В каком состоянии была епархия, когда Вы приехали в Тобольск?

— Епархия только возрождалась. Не хватало храмов, священников. И еще одна беда – нашествие миссионеров различных сект и конфессий. Но потихоньку стали развиваться и семинария, и духовные школы. Образовалась община верующих, строились храмы, появились воскресные школы и православные гимназии. Вот так укреплялась наша епархия.

Сколько учеников было в духовных школах, в первый год Вашего пребывания на кафедре Тобольско-Тюменской епархии?

— Первый набор был небольшим – пятнадцать учеников, и только десять из них закончили курс. Еще не было опыта. Ученики приходили с разным прошлым. И это понятно. Не было организованной приходской жизни. Однако были и люди ревностного строения, услышавшие голос Божий. Сейчас в семинарии, в регентской, иконописной школах, в гимназии обучаются свыше четырехсот человек.

Расскажите о традиции «Славянского хода».

— Было празднование дня «Славянской культуры и письменности» и тогда подумалось, что было бы неплохо расширить границы праздника. Поначалу эти мероприятия мы проводили с отделом культуры, но через два-три года пришло понимание, что лучше все делать самостоятельно. Мы решили отказаться от смешанных поездок (мальчики и девочки вместе). Это не очень полезно для всех: сжатое пространство, сложные условия быта, а молодежь не всегда может себя правильно вести. И мы решили разделить детей на две смены – мальчиков и девочек. Позднее такие миссионерские экспедиции и стали называться – «Славянский ход».

Будет ли еще проводиться «Славянский ход»?

— На этот год маршрут уже отрабатывается. Мы каждый год меняем маршрут, но все равно он будет проходить по Иртышу и Оби. И у нас были планы пройти по Енисею или по Ангаре. Единственное, что нас удерживает – поддержка приходов. Сами понимаете, что проведение экспедиций, в составе которых сто сорок детей, очень сложное мероприятие и большая ответственность. И поддержка приходов жизненно необходима.

Какие качества Вы цените в людях?

— Ну, во-первых, простоту и, конечно, доброту, разумную и требовательную.

Чтобы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Ценить и хранить самое драгоценное в человеке – духовную чистоту. И то, что они имеют счастливую возможность жить в Православии.

Беседу вела Ункунова Ульяна

ИНТЕРВЬЮ С КАРДАШЕВОЙ Г.П.

Крадашова Г.П.Кардашова Галина Петровна, заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы. Она работает в нашей гимназии третий год, в её обязанности входит организация учебно-воспитательного процесса в гимназии. А это и составление расписания, и проведение контрольных работ, и итоговая аттестация, и встречи с родителями, и проведение предметных олимпиад и многое другое.

Сегодня Галина Петровна – гость нашей рубрики. Предлагаем Вашему вниманию блиц-интервью.

— Скажите, пожалуйста, почему Вы решили стать учителем?

— О профессии учителя я мечтала с самого раннего детства. Ещё в детском саду, научившись читать в четыре года, с удовольствием играла роль воспитательницы и читала ребятишкам интересные сказки. В школе мне нравилось быть в центре событий, училась легко, особенно любила немецкий язык, историю, химию и литературу. Получив аттестат, вернулась в школу в качестве старшей пионерской вожатой. Это было очень интересное время, наполненное пионерскими сборами, походами, задушевными разговорами и песнями у костра. Высшее образование получила в университете заочно.

— А что Вы считаете главным в профессии учителя?

— То же, что и в жизни – Любовь… к детям, своим коллегам-единомышленникам, литературе…. Мой любимый фильм о школе «Доживём до понедельника», его главный герой – учитель истории- всегда был искренен и открыт со своими учениками, учил их жить по совести – так, как делал это сам. Ведь учитель не работает – он СЛУЖИТ!!! А это очень ответственно.

— Как Вы проводите свободное время? Чем увлекаетесь?

— Я благодарна судьбе, которая подарила мне много счастливых мгновений… У меня два любимых сына и замечательный внук, у меня добрая мама и старший брат, я уже больше четверти века живу в уникальном городе Тобольске. Я люблю путешествовать – ездить к маме на свою малую родину и бродить по заповедным тобольским улочкам; я люблю фотографировать своих родных и друзей и оформлять тематические фотоальбомы; я люблю читать… А своим хобби могу назвать кулинарию и шитьё – эти занятия радуют моих близких, а значит, делают счастливой и меня.

— Спасибо. А что Вы пожелаете нашим читателям?

— Я хочу пожелать всем Любви, Добра и Счастья! Пусть каждый день будет наполнен добрыми делами и интересными встречами.